Великий пост

Andrey
Сообщения: 10
Зарегистрирован: Пт мар 08, 2019 5:06 pm

Re: Великий пост

Сообщение Andrey » Вт апр 02, 2019 4:56 pm

Xenia DoroTh писал(а):
Вт апр 02, 2019 1:44 pm
Похоже, нам стоит разграничить здесь на письме
пост в церковном понимании целокупности содержания его смысловых, волевых, молитвенных и телесных(!) усилий ради взыскания Христовой жизни,
и пост в бытовом внешнем понимании, как ограничение в пище, плюс поклоны, посещение богослужений и отсутствие грубых нарушений правил общежития.
Различим пост целокупный и пост бытовой, пищевой, внешний.
Вопрос «зачем нам (мне) пост?» - о котором посте?
Речь, конечно же не о посте "пищевом".


Речь о том, что разве же не надо делать
усилий ради взыскания Христовой жизни
и в остальное время, когда нет поста?
Думаю, что надо.
Но тогда - зачем мне пост? Как он может мне помочь измениться?
В пище по мере возможности ограничиваюсь.
Молиться стараюсь, как могу (плохо получается).
Чаще в храм - по пятницам после работы. Чаще не получается, да и сил нет (работа).
Развлечений - меньше (театр, кино - минус).
Причастие - чаще, да (если Господь причащает).
...

Усилия делаю, хотя и маловато.

Но разве не надо делать те же усилия в обычные не постовые дни?


Вот стоит постовой, охраняет склад. В пост он должен лучше охранять? А не в пост - ?

прот. Александр
Сообщения: 10
Зарегистрирован: Сб дек 22, 2018 12:49 pm

Re: Великий пост

Сообщение прот. Александр » Ср апр 10, 2019 9:17 pm

Уважаемый Andrey,
прошу прощенья, что так затянул с ответом.
СпойлерПоказать
Почитал дискуссию, в целом согласен с Xenia DoroTh. И про меру, и навык, и про то, что Церковь принципиально не указывает ни объёма потребляемой пищи, ни конкретных блюд и прочих возможных подробностей. Очень кстати ссылка на слово о. Георгия! Но я бы не ставил вопрос о "различении постов", т.к. поста "бытового" просто нет. Описанное понимание исполнения без конкретного смыслового содержания - подмена с неизбежным разочарованием, т.к. не касается ума и сердца человека. Механическое исполнение с ложными целями. Поэтому такой вариант исполнения поста является не предметом какого-либо сравнения, а предметом покаяния (во всяком случае, внутреннего) для того, чтобы включиться в реальный церковный пост.
Что касается Вашего примера, Andrey, об угоне мотоцикла, он неудачен. Ибо на уголовные преступления для собственного обогащения у нас, христиан, всегда - пост. И всегда - строгий. Они не совместимы с христианством. Так что тогда о них и говорить?
Про постового - то же самое - аналогия неудачна. Видите ли, "постовой охраняет склад" как раз только лишь до тех пор, пока на посту стоит. Приходит караульная смена и наш постовой никакого склада уже не охраняет, а идет отдыхать в караульное помещение. По предложенной логике приведённого примера, мы должны бы так же поставить вопрос: он Великим постом должен лучше или хуже отдыхать в караулке? Не то. И "не то" именно потому, что ко Христу не имеет никакого отношения.
Сейчас дискуссия, к сожалению, вернулась к исходной точке. Разговор зашёл о том, на что уже даны ответы. Если Вы с ними не согласны, скажите с чем. Если они вызывают вопросы, соответственно - какие? Но ставить те же вопросы, просто игнорируя предыдущие ответы, это по факту обесценивать серьёзный разговор.
Вы спрашивайте, зачем мне пост, если я каюсь в одних и тех же грехах(?), почему мы постимся как монахи(?) и под. На это даны развёрнутые ответы, цитировать их в этом комментарии нет смысла, просто вернитесь к ним. Сейчас уточню, хотя, думаю, скажу тоже самое, только другими словами. Ваши вопросы о посте, молитве, грехах снова по смыслу максимально обезбожены. В этом ошибка. Например, вопрос: должен ли человек себя "хорошо вести" (многие Ваши утверждения укладываются в это словосочетание) только постом или и вне поста тоже(?) - чисто риторический. Да - всегда, конечно. Однако это касается не христианства, а общей человеческой культуры, в частности, воспитания. Другое дело, что в христианстве эта база просто само собой разумеется. И да, именно для этого некоего дополнительного инструмента, такого как поста, не нужно. Это тот минимум без которого наше христианство банально профанируется и становится лишь номинальным.
Но правда, есть, казалось бы, в Ваших словах и церковная тема: "То есть, молиться... ходить на службу, когда пост заканчивается - не нужно?"- спрашиваете Вы. Вопрос в такой форме и возникает только тогда, когда обо всём этом человек рассуждает как о самозначимом "процессе". В то же время, решительно и спокойно не согласен с привычным словосочетаниями "ходить на службу", "отстаивать службу", "вычитывать молитвы и Св. Писание". На службу не ходят, а в ней участвуют и внутренне должны быть свидетелями празднуемого и разворачивающегося на службе события. Приходить же мы призываемся - в церковь (нельзя путать с храмом, от др.русского "хоромы" - дом, в нём церковь лишь собирается) как в "народ Божий", который характеризуется тем, что "Христос посреди нас". А молимся и читаем Св. Писание для общения с Богом в покаянном обличении себя, рождающем благодарность Спасителю.
Так вот, службы ежедневно имеют определённое содержание. И содержательно постовые службы, особенно на буднях, имеют свои смысловые особенности, хотя и на всенощном бдении Воскресной службы в субботу постом тоже есть - свои характерные. Не случайно, ещё служа в храме Иоанна Предтечи (до 90-го г.), о. Георгий, помню, тем, кто подвизался, предлагал в качестве правила на буднях читать стихиры постной Триоди текущего дня. Они человека направляли, учили познанию себя, а главное, покаянной обращённости ко Христу в переживании, обретённом в этом познании.
Следовательно, повторю, дело не в том, что человек должен исполнять некие определённые процессы постом и после него. А в том, чтобы Великим постом, подвизаясь, вслушиваясь в голос Церкви на службах, научаясь от них духовным смыслам, открывающих нас самих для самих же себя, пытаясь Христово слово перевести в практическую плоскость своей реальной жизни, посредством этого познать и реально пережить (т.е. одновременно умом, сердцем и ожившей, в обращении к Богу, совестью) свою совершенную противоположность в желаниях, устремлениях и чувствах Царству Небесному. Сознать: то, что для меня является жизнью, относительно Царства - смерть. Тогда у человека может родиться покаяние как желание возвращения к Господу Богу, соединения с Ним, чтобы и он (человек) внутри себя исполнился Царства и зажил по его (Царства) законам. Только тогда, как результат единения со Спасителем(!), возможны любые исправления, изменения и очищения. Только тогда исповедь, причастие из процесса-ритуала становятся таинствами: таинственными, непостижимыми в Духе Св. и Духом Св. присутствием Христовым, встречей и единением с Ним, а в Нём друг с другом. Тогда для человека важны будут не мифические новые добродетели как свойства своей души, а милость приятия его Господом. А переживания и осознание этого будут тем глубже, чем глубже были переживания и осознание своей жизни как смерти относительно Царства, а участие в таинствах как Жизнь и Освобождение. Пишу с заглавной буквы, т.к. здесь Жизнь и Освобождение это не "что", а "Кто" - Господь наш Иисус Христос. И все мысли такого человека будут об одном: как бы дольше удержать эту святыню. А при внутренней потере, он снова и снова будет покаянием к ней возвращаться, моля: "Господи воскресни во мне!" Потому что привычная жизнь без Бога, т.е. жизнь собою и о себе, замкнутая на своей персоне, перестаёт для него быть жизнью, а только лишь существованием. Внутренне стремиться он будет уже к той жизни, с которой он познакомился в церкви, где реально познал Христа посреди нас в таинственной с Ним встрече.
______________________________________

Во всём сказанном, во главе угла ставится Христос и поиск возвращения и обретения Его, тогда Он и выступает, и познаётся как Иисус - Спаситель. Это и есть - духовная жизнь, лейтмотив которой: "И будут жить Мною". Все вопросы, заданные в этой теме, во главу угла ставят человека, желающего приобрести новые качества души, чтобы они у него были вместо грехов. Это и есть мирской дух, мы все (подчёркиваю - все!) по своему естеству живём не Богом, а собою. Для всех нас состояние: "всё я да я, всё о себе, да о себе" - агрегатное. Мы автоматически переносим его в церковную жизнь, поэтому она вызывает у нас много недоумений.
Грехи же есть лишь свидетельство, где человек живёт без Бога. Так и добродетели никогда не бывают пусть и приобретёнными от Бога, но уже самостоятельными свойствами человеческой души. Добродетели - лишь свидетельство, где человек живёт с Богом.

прот. Александр
Сообщения: 10
Зарегистрирован: Сб дек 22, 2018 12:49 pm

Re: Великий пост

Сообщение прот. Александр » Чт апр 11, 2019 4:41 am

СпойлерПоказать
Сам Великий пост (или Великая четыредесятница) возник в Церкви по евангельской аналогии сорокодневного поста Христова после Его Крещения. Этот строгий пост так же, хоть и не сразу, следует за праздником Крещения (Богоявления) и всегда предваряет главный праздник - Пасху Христову. Каждый пост по идее должен быть для любого из нас неким следующим этапом в общении с Богом и с человеком как ближним, а так же в отношении дела (т.е. в отношении добросовестности его исполнения). Этот этап характеризуется опытом познания себя (теми самыми: умом, сердцем и совестью) без Бога грешником, обретения Христа как собственно Жизни и желание этой обретённой святыней жить. Жить именно далее, уже за пределами поста. Мы, христиане, живём по церковному календарному годичному кругу, в котором в сущности все ежедневные службы свидетельствуют и призывают к общению и единению со Христом. Но Великий пост - время особого напряжения в ограничении себя для евангельской жизни во взаимоотношениях с людьми и обретения Божией милости как личного воскресения из глубины своей обезбоженности. В таком случае церковная жизнь обязательно отразится на жизни вне церковного общения, влияя на выбор человека. Так постепенно мы перестаём делить жизнь на сакральную и светскую.
Уже исходя из этого опыта, будут восприниматься и иные духовные памятные церковные события, которые для человека будут уже не достоянием истории, пусть и церковной, а всегда, как и Пасха, отныне будут касаться его лично. Т.к. всё, соделанное Господом, творится нас ради человек и нашего ради спасения. Ради каждого лично во все времена.
Снова повторю, важно не то, какие у человека грехи, а покаяние в них. Важен не сам по себе вопрос: меняется человек или нет, а вхождение в работу Господню волей, разумом, совестью и верой. Для этого, в покаянии взыскивая Его Самого. Тем самым человек приглашает Его прийти в те области души, где он привык выбирать яд сладости греха вместо общей жизни со Христом. А уже в меру причастности Его жизни, единения с Ним и происходят любые изменения.

Ответить